Валера: Сейчас идет ориентир на Запад. Мы не создаем ничего своего, а занимаемся подражательством.
Максим: Все то, что является настоящей казахской культурой, постепенно отходит. По старинке еще будут петь на свадьбах и тоях, но это не массовая культура и вряд ли она когда-нибудь такой станет.
Что же получается, когда старое поколение уйдет, то казахская культура вообще вымрет?
Валера: Да, так и получится. Сейчас растет прозападное поколение, любящее фаст-фуды и супермаркеты. Мы становимся глобалистами, и от нашей самобытности почти ничего не осталось. Песни ирландцев можно отличить от песен англичан. Индийские напевы всегда узнаваемы, несмотря на то, что поют по-английски. А наш колорит нигде не используется.
Чем же занимается отечественный шоу-бизнес?
Валера: Он разделен на два лагеря: казахскоязычная тусовка и все остальные. Разница между ними—в подаче себя. Если альтернативная тусовка старается быть помоднее, смотрит на Москву и тянется к западной культуре, то казахскоязычная поступает проще. Все сосредоточено на местечковости, «казакпайстве» и простоте. И именно она насаждает безвкусицу. В альтернативной тусовке это тоже есть, но, слава Богу, поменьше. Тут даже не в музыке дело, а в визуальном преподнесении. Как они одеты в своих клипах, какие заштампованные сюжеты и ходы используют. Видели клип, который сейчас активно крутят на каналах? Про девушку, которая поскользнулась и упала на ножницы?
Я когда смотрел этот клип, то возмущался, настолько это пошло, избито и бескультурно снято. К любой драме или конфликту нужно очень осторожно подходить. Любимое выражение алматинцев и вообще казахстанцев: «А что наши казахи могут!» При том, что я только наполовину казах, меня это сильно задевает.
Максим: Или вот Роси, который поет про картошку. Слышали? «Я люблю картошку!» и в клипе показывают… все блюда из картофеля. Это разве можно назвать культурой? Если у меня есть деньги, я точно так же могу прийти и заказать песню про скамейку. И буду уверен, что ее пропустят по всем каналам и радио. Так называемый худсовет, который есть на телеканалах,—на самом деле формальность. Можно принести чуть ли не home video, но хорошо заплатить за него, и его покажут, а вполне приличную работу не пропустят, потому что нет денег на ротацию.
Чего же нам не хватает: денег, культуры, понимания?
Валера: Вот денег у нас много. Но их не дают на раскрутку действительно стоящих проектов. И получается, что мы вынуждены слушать всякую чушь. Наш вкус формируют СМИ, где целыми днями показывают псевдомодные клипы. Но все это дешевка. И не только в эстетическом плане, а элементарно в качественном. Например, то, что считается в России хорошим бюджетом (клип у Бондарчука за 100 тысяч долларов), в западных клипах составляет гонорар гримера. Мы же о таком и не мечтаем…